Дмитрий Кузнецов (goodsmith) wrote,
goodsmith

Понедельник день тяжелый или экстремальная Воронцовка-2003

Время: Февраль 2003
Место: Западный Кавказ, район села Воронцовка (1 час на машине от Хосты)
Мероприятие: новичковый поход спелеоклуба "Барьер"

Глава 1. До поворота.

Подводная лодка
Уходит в воду,
Ищи ее неизвестно где.

Делов то было… взять четверых новичков - трех парней и милую девушку - и вдвоем с опытным Митькой провести их по маршруту "Пещера Прометей - пещера Лабиринтовая". В штатном режиме выход на 5-6 часов, максимум 8 часов даже при крупных чаморошах *).

Я перед выходом в пещеру
Фото 1. Я перед выходом в пещеру.

А что на деле? Ушли в пещеру в понедельник, в 12:25, да и пропали больше, чем на сутки…

Получилось все неудачно… "Старики, женщины и дети" с Митькой во главе шли медленно, порою даже как бы нехотя… Все было в кайф - молодежь глазела по сторонам на всякие красивости, самый увесистый я прикидывал в уме, а как, собственно, я буду проходить следующую узость, и скоро ли, черт возьми, выход. Митька неспешно рассказывал новичкам о зале Тишины, Египетском кольце, о ходе Метро, зале Z и о предстоящем вскорости выходном сифоне в пещере Лабиринтовой.

Как ни парадоксально звучит, но первый звонок грядущих неприятностей можно было в прямом смысле услышать уже в зале Тишины. В нормальных условиях в этом зале существовала точка, равноудаленная от подземных рек, в которой была практически абсолютная тишина. Садишься, выключаешь свет, сидишь несколько минут молча и впадаешь в легкий транс. В этот раз мы такой точки не нашли - везде был слышен гул того или иного подземного потока.

Но мы тогда были еще бодрячки и о таких мелочах не думали.

Топали мы топали, ползли мы ползли, шкрябались мы шкрябались и пришли к водопадику. Ма-а-а-а-ленький такой водопадик, высотой метра два, не больше, расход воды литров 20-30… Митька и компания бодренько его побоку облезли, ну и я за ними сунулся, а у меня даже грудная клетка не лезет, что уж говорить о моей драгоценной филейной части. И дело даже не в том, что боюсь застрять, а все, шабаш, калибр и точка. Значит, все пролезли, а пожилой спелеолог Дима не проходит. Ну не идти же назад в самом деле, полез я прямо по водопаду, а там все классно - широко, простор, куча зацепов для рук и ног, да вот беда - три ведра ледяной (6 градусов) воды ежесекундно на башку и тушку пусть даже и упакованные в гидрокостюм - это ох как не фонтан. К тому же не видно ни зги, куда лезть - непонятно, за что хвататься - тоже не до конца ясно. В общем, слетел я один раз с энтого водопада, аж еще и кувыркнулся в луже под ним. Позорище да и только, хорошо, что все уже наверху были и никто не видел. Прежде чем лезть во второй раз, попросил Митьку подсветить мне сверху - карабкался хоть и на ощупь, зато на свет карбидки. Так вот, водопад этот был вторым звонком.

Пришли мы к развилке в галерее, а там направо пойдешь - по пояс в воде, налево пойдешь - по колено в воде. Скоротечный совет постановил - идем налево. Пошли мы пошли, да и пришли к уступу высотой несколько метров, идущему вниз. Спускаться ломает, снаряги нет, веревки тоже, ибо траверс Прометей - Лабиринтовая не подразумевает использования навески. Посидели, поплевали вниз и решили, что вышли за "пределы карты" и оказались в пещере Кабаний провал. В принципе в этом нет ничего удивительного, потому что и Прометей, и Лабиринтовая, и Кабаний провал и даже, по слухам, Долгая давно объединены в одну общую систему. Другое дело, что мы вовсе не хотели идти в Кабаний, хотя бы потому, что вход в эту пещеру, а для нас выход, коль скоро мы шли снизу, представляет собой колодец 40 метров глубиной и выйти из него снизу никак нельзя без снаряги, если только ты еще не мутировал в летучую мышь.

Ну пошли мы "взад", к той самой развилке, где "направо пойдешь, налево"… Пришли и пошли туда, где много воды. А там ну совсем воды много, то есть настолько, что ход практически закрыт. Другими словами, уровень воды так высок, что достиг потолка и получился так нелюбимый спелеологами сифон. Лег я на спину, и ногами вперед в сифон тыкаюсь, спокойно так, неспешно, благо течения сильного нет, никуда не затягивает. А ищу я ногами подъем в своде, ведь ежу ясно, что ход продолжается, надо всего лишь понять, можно ли проскочить сифон на одном глотке воздуха. Ура! Нащупал, есть повышение потолка! Набираю побольше воздуха, ныряю, ощущаю шкрябание каски по потолку, выныриваю - не больше метра. Да и вообще на поверку оказалось, что это был полусифон - между водой и потолком есть промежуток воздуха 2-3 сантиметра. Это я в темноте не разглядел сперва, а назад смотришь и видишь сквозь щелочку свет Митькиной карбидки.

Но дело-то не в этом, а в том, что дальше снова сифон, и на этот раз это всамделишный сифон, закрытый. Самое неприятное то, что сколько я в него вперед ногами ни тыкался, не смог я нащупать никакого надежного подъема. Кликнул я Митьку, и решили мы с ним, что надо идти обратно и выходить из пещеры Прометей, ибо выход из пещеры Лабиринтовой закрыт паводком.

А было уже 19:00.
_________________________________________________________________________
*) Чаморош - это, видимо, чисто спелео слово, обозначающее комбинацию слабой подготовки, невезения, усталости, бардака, приводящую к неприятным, досадным, но, как правило, несмертельным последствиям. Этимология слова неизвестна, есть мнение, что идет от Крымских спелеологов.

Глава 2. Но это еще не беда.

Одну на всех нам
Делить невзгоду,
Одной нам рапорт сдавать беде.

Ну пошли обратно и пошли, впервой что ли. Я когда в альплагере был, у нас целая смена новичков как-то раз кругами вокруг перевала Кой-Афганауш бродила.

Кстати, выплывать из полусифона было даже в кайф. Лег спокойно на спину, расслабился, повернул голову набок, чтобы не скрести носом потолок и, пользуясь своей пока еще положительной плавучестью, подобно Левиафану выплыл обратно в широкую часть. Шарман да и только.

Но это все лирика, а нам обратно топать надо. По нашим прикидкам, если не тормозить, то через 2-3 часа мы должны выйти из Прометея. К слову сказать, гидра моя уже подтекать начала и чувствовал я себя уже вовсе не "тепло и сухо". Шел я и думал о том, как выйду на поверхность и пусть там даже дождь, снег и тайфун, я переоденусь в сухое, поем и завалюсь спать в свою палатку. Предел мечтаний! А ведь за неделю до этого жил в отеле 5 звезд. Ай да Эйнштейн, ай да сукин сын со своей теорией относительности!

Топали мы топали, ползли мы ползли, шкрябались мы шкрябались, миновали тот каверзный водопадик, который вниз прошелся на удивление без проблем. Часа через полтора пришел конец нашим хождениям, так как дальше хода не было, а был сплав по подземной реке. Паводок, будь он неладен, уровень воды поднялся метра на полтора, а то и два. В результате галерея, по которой мы несколько часов назад шли "едва замочив ноги", превратилась в подземный канал с почти отвесными стенами глубиной около двух метров, если не больше. Во всяком случае я со своим ростом практически нигде не доставал до дна. Пришлось плыть. Особенно тяжело пришлось Оленьке, девочке маленькой и к тому же в текущей гидре. Пока гидра сухая, она держит в себе большое количество воздуха и обеспечивает достаточно большой запас положительной плавучести, чтобы без проблем держаться на поверхности. Но вот если гидра потекла, то плавать в ней не рекомендую - лишние три кило тянут вас ко дну не хуже гири, да к тому же вы моментально замерзаете в ледяной воде, от холода сбивается дыхание, в общем очень быстро наступает чаморош.

Поплыли мы вшестером короткими перебежками да и приплыли к очередному сифону. Во как! Позади сифон, впереди сифон!!! Что делать то?! Только на этот раз все было уже гораздо хуже - я уже подустал, гидры у всех потекли, подмерзли мы порядком. Да и психологически было уже не до смеха.

Ну я, как самый длинный, стал нырять и в этот сифон. Пощупал ногами, нашел подъем свода, вздохнул глубоко, нырнул, вынырнул по ту сторону, огляделся и, пожалуй, по настоящему струхнул. Плаваю в зальчике метра 3 на 2 высотой до 2 метров, куда ни глянь - потолок уходит в воду и самое неприятное то, что я не могу достать ногами до дна. Вот бултыхаюсь я в этой каморке и думаю, что Гагарин долетался, а я, видимо, того и гляди доплаваюсь. Единственная связующая нить с внешним миром - тусклый свет Митькиного фонаря где-то из-под свода. Нырять дальше мне как-то вдруг совсем расхотелось, а нырять назад к коллегам - дыхания не хватает. Потерялось мое дыхание от холода, беспрерывного судорожного шлепанья руками по воде, а также от осознания нашей общей незавидной участи быть запертыми в пещере паводком. Изловчился я все-таки и пронырнул сифон обратно - к Митьке и компании. Вынырнул я рядом с Митькой и барахтаюсь перед ним как заводная игрушка настолько бессистемно, что он уже явно подумывал хватать меня за шкирку и спасать прямо-таки человека. Но нашел таки я более-менее удобный распорчик, расперся в нем и стали мы думы думать и мысли мыслить.

А мысли были простые, как две копейки - назад идти нет желания, вперед идти нет возможности, остается одно, искать сухое место, разгидровываться, отжимать одежду и ложиться в лежку. А спать нам не в чем, а есть нам нечего, а температура в пещере 4-6 градусов, а влажность 100%.

Я в пещере Долгая
Фото 2. Я в пещере.

Глава 3. Холодная ночевка.

В одну одежду
Мы все одеты,
Не помним ни матери, ни жены.

Исчерпав свои возможности покинуть столь негостеприимную пещеру Прометей, мы направились в Лагерный зал, в котором, по преданиям, ставили ПБЛ (подземный базовый лагерь) реликтовые спелеологи лет этак 40 назад, когда исследования Воронцовской системы пещер только начинались. Хотя некоторые цинично утверждают, что спелеологи приходили сюда просто выпить водки вдали от своих женщин.

Мы пришли в Лагерный зал около 21:30. Он имеет около 30 метров в длину и 20 метров в ширину, вдоль всего зала течет ручеек, имеется несколько относительно ровных площадок с глиняным полом. Одной из достопримечательностей зала был каменный стол размером около метра. На нем было удобно есть перекус, вернее было БЫ удобно есть, поскольку еды у нас не было - свой перекус мы съели еще несколько часов назад. В общем и целом Лагерный зал - это практически идеальный зал для ПБЛ, в особенности если есть из чего этот ПБЛ делать.

Мы быстренько сняли с себя гидрокостюмы, так как тепла от них никакого, к тому же в них не просушишь одежду. Одежду мы с себя тоже сняли, отжали и вновь надели на себя - почти комфорт!!!

Есть нечего, пить тоже, курящих среди нас не было, оставалось одно - спать. Только вот как? Все теплые вещи надеты на нас, а все остальное - это мокрые гидрокостюмы и грязные спелеокомбинезоны. Все, что мы смогли изобрести - это постелить на глину гидрокостюмы, улечься на них, тесно прижаться друг к другу, а сверху накрыться комбезами. Во как…

Под голову я положил себе свою каску, кто-то клал под голову сапоги. Договорились, что спать будем на боку, тесно прижавшись так, чтобы минимизировать потери тепла. Переворачиваться с бока на бок будем одновременно. Крайние будут меняться через определенное время - им ведь холоднее, чем тем, кто лежит в середине.

Улеглись в 23:00, я начал с краю, рокировка с Митькой была у меня каждые 2-3 часа, Оленька всегда была в центре, по возможности согретая теплом наших сердец. Другая половина - Артем, Олег и Сергей - рокировались друг с другом. Так мы и жили. В начале мерзло все - спина, задница, ноги в мокрых носках, руки. Потом вроде как-то привык - не мороз ведь все-таки, плюс 6 по Цельсию. Кроме того, часа через два я догадался встать, разыскать свой транспортный мешок и натянуть его себе на ноги - выглядело это потешно, зато ногам стало гораздо теплее.

Пытаюсь себе представить сейчас, как наше лежбище выглядело со стороны. Умора да и только - шесть тел лежит на глиняном полу, под головами у кого каска, у кого сапоги, а сверху все ЭТО накрыто, если не сказать обляпано, грязными и мокрыми комбинезонами. Самое интересное то, что в результате ротации или переворота, все наши квази-одеяла сползали, мы начинали мерзнуть и просили того, кто укладывался последним, "укутать" нас одеялами, а именно равномерно разложить грязно-мокрые шмотки поверх нас. Вы знаете, это было так тепло!!!

Так мы и провели эту ночь. Трудно назвать это сном, но своего мы добились - не дали дуба и отдохнули. И если бы не тяжелые думы о дне грядущем, то нам было бы почти совсем хорошо. Мне даже порою снились сны, не помню, правда, о чем конкретно, но точно снились.

Глава 4. Спасите наши души!

И нет отсюда пути назад,
Как нет следа за кормой.
Никто не сможет тебе сказать,
Когда придем мы домой.

Спать мы собирались часов до 9:00 утра. Поскольку вставать первым никому не хотелось, то провалялись на два часа дольше. А в 11:00 пришло "спасение" в лице Ромки-командира и Майка. У них была еда, а главное то, что с их приходом и закончилось, собственно, наше маленькое приключение. Уровень воды понизился и, подкрепившись принесенными шоколадом, сгущенкой, тушенкой и кофе, мы быстренько собрались и в 12:25 (ровно через сутки после выхода из наземного лагеря) двинулись в путь, чтобы в 14:00 выбраться из Прометея. Здравствуй, солнышко!!!

При разборе полетов выяснилось, что обратный ход не был затоплен! Мы попросту свернули не туда, куда нужно, по причине половодья. Были так увлечены сохранением собственной плавучести, что не смогли хорошенько обозревать окрестности и нужного нам хода не увидели.

Второй наш прокол - это отсутствие самоспасов, то есть банального куска полиэтилена или "космического одеяла", которые позволили бы провести ночь гораздо более теплоизолированными и, следовательно, более комфортно. Такие самоспасы должны были иметь ВСЕ опытные спелеологи, то есть я и Митька. А у нас их не было. Неправы мы с тобой оказались, Митька. Самое обидное то, что у меня дома валяется отличное "космическое одеяло", вот только взять я его с собой не удосужился.

Наверху народ порядком перенервничал. Еще бы, ушли шестеро в элементарную пещеру и как в воду канули. Было две основные версии – попали в неприятность в пещере или заблудились на поверхности. Пока мы в пещере прохлаждались, на поверхности были и дождь, и снег, и обледенение, и туман, и солнце. Вот ребята и боялись, как бы мы в тумане не потерялись. Чуть ли не до утра нас искали, а Витя просто до самого утра нас у костра ждал фонариками светил и чай грел. Устал Витя, лег спать, но черт возьми, надо было слышать из палатки его сонный, но радостный голос, когда он услышал, как мы изрядно ощипанные, но непобежденные вернулись в лагерь!

Убежден, что как бы ни иррационально это прозвучало, но тот факт, что на поверхности за нас переживали, нас искали и думали о нас, каким-то непостижимым образом согревало нас там на холодных гидрах в Лагерном зале под не менее холодными и грязными комбезами. Что именно согревало? Я не знаю, может быть, карма, коллективное биополе наших друзей, а может просто надежда? Нет, не надежда, а уверенность в том, что мы не одни в этом каменном мешке и что помощь придет.

Потому что мы - команда.

Я с Митькой после выхода на поверхность
Фото 3. Я с Митькой после выхода на поверхность.

• Непал, Октябрь 2011

Гималаи, Непал, ледник Ngozumpa, вид с подъема на Гокио-Ри (5350 м) Ледник Ngozumpa начинается на склонах шестой по высоте вершины мира,…

• Музыка на ночь

• Гималаи, Непал, Эверест

Закатный вид с Гокио-Ри (5350 м) Слева направо - Эверест (8848 м) - самая высокая вершина, до него от точки съемки около 24 км практически…